Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Реализация инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется через следующие формы работы:

1. Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей, не получающих услуги дошкольного образования в учреждениях.

Консультационный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Консультационный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, не являющихся воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, проживающих на территории, закрепленной за МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.

Консультационный пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей и успешной социализации детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.

Основными задачами Консультационного пункта являются:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа;

- повышение социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому;

- обеспечение детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, равным стартовым возможностям при поступлении в школу.

2. Психолого-медико–педагогический консилиум учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом детского сада и Положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.

Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Цель ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном сопровождении;

- выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны педагога-психолога и других специалистов;

- анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

- формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

3. Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью создаются с целью обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение дошкольного образования, оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития, социальной адаптации и консультативно-методической поддержки родителей.

Задачами являются:

- охрана жизни и сохранение психоэмоционального здоровья воспитанников;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) и взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Наше дошкольное учреждение посещают дети с различными нарушениями.

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (согласно Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»).

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключения ТПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения о ПМПК); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов.

К специальным условиям обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью, согласно с частью 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ относятся:

- специальные образовательные программы и методы обучения (под специальными образовательными программами понимаются адаптированная образовательная программа дошкольного образования одной категории воспитанников или адаптированная образовательная программа);

- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

- специальные технические средства обучения;

- присутствие ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;

- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;

- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию).

Наличие оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования детьми с ОВЗ и инвалидностью: в детском саду имеются: комната психологического комфорта, а также кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, спортивный и музыкальный залы.

Мероприятиями по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования являются:

-  устройство пандуса;

- установка откидных поручней в санитарно-гигиеническом помещении, установка специального санитарно – гигиенического оборудования.

Обеспечение доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проект здания детского сада выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование и согласован с КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов изысканий Приморского края».

Входы на территорию детского сада не соответствует требованиям государственной программы «Доступная среда» для воспитанников и посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

Пути движения на территории не имеют барьеров и перепадов высоты, вокруг учреждения имеется пожарный проезд с асфальтовым покрытием без ям и канав и выделенными от проезжей части пешеходными дорожками.

На входе № 4 в детский сад имеется наружный пандус, выполненный в соответствии с требованиями, данный вход доступен для всех категорий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении родителей (и/или тьюторов).

В здании детского сада, полностью доступными являются помещения 1 этажа, помещения второго являются частично доступными для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Архитектурные и объемно-планировочные решения, использованные при строительстве детского сада позволяют создать условия частичной доступности образовательного учреждения для воспитанников и посетителей всех категорий инвалидности.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся

  1. медико-гигиенические условия (оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период их воспитания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья).
  2. между МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок»Артемовского городского округа и КГБУЗ «Артемовская детская больница» заключен договор о сотрудничестве. Предметом договора являются взаимные обязательства по совместной организации мероприятий, направленных на обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи, организации и проведению работы по иммунопрофилактике и другие мероприятия.
  3. обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала навыкам оказания первой помощи.
  4. в соответствии с программой производственного контроля во всех помещениях детского сада регулярно проводятся санитарно-противоэпидемиологические и профилактические мероприятия, в том числе:
  • организация вакцинации воспитанников и сотрудников против гриппа и ОРВИ,
  • профилактические и противоэпидемические мероприятия в период распространения гриппа и ОРВИ,
  • контроль за работой бракеражной комиссии
  • дератизация и акарицидная обработка территории и помещений учреждения.

Инфраструктура: медицинский кабинет.

Медицинский кабинет

В целях оказания медицинской помощи детям в период их воспитания в детском саду имеется медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета и процедурной.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается медицинскими работниками, состоящими в штате КГБУЗ «Артемовская детская больница» на основании лицензии на медицинскую деятельность от «26» мая 2017 г., регистрационный номер ЛО-25-01-004111.

На основании договора о сотрудничестве специалисты КГБУЗ «Артемовская детская больница» участвуют в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, оказывают воспитанникам первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме, организуют и проводят работу по иммунопрофилактике и другие мероприятия.

В соответствии с договором о сотрудничестве и договорами передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества Артемовского городского округа КГБУЗ «Артемовская детская больница» передано помещение (медицинский кабинет и процедурная) площадью 34,4 кв.м и следующее медицинское оборудование:

Содержание здания детского сада осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в редакции от 27.08.2015).Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации

физкультурно-оздоровительные условия (организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой):

- физическое развитие обучающихся на занятиях по образовательной области «Физическое развитие» в рамках основной образовательной программы;

- спортивный зал с оборудованием и инвентарем;

- спортивные площадки;

требования охраны труда:

- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

здоровьесберегающие образовательные условия (пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни):

- включение в образовательную программу знаний по формированию культуры здорового образа жизни;

- организация и участие обучающихся в профилактических спортивных и досуговых мероприятиях;

экологические здоровьесберегающие условия:

- уборка и озеленение территории.

Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)

  • рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности в организованной и самостоятельной деятельности воспитанников по темам «Безопасность жизнедеятельности» в рамках образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ;
  • проведение с воспитанниками инструктажа по пожарной безопасности;
  • специальная объектовая тренировка по пожарной безопасности;
  • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность"