Инклюзивное образование
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
Реализация инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется через следующие формы работы:
1. Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей, не получающих услуги дошкольного образования в учреждениях.
Консультационный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Консультационный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, не являющихся воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, проживающих на территории, закрепленной за МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.
Консультационный пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей и успешной социализации детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.
Основными задачами Консультационного пункта являются:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа;
- повышение социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому;
- обеспечение детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, равным стартовым возможностям при поступлении в школу.
2. Психолого-медико–педагогический консилиум учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом детского сада и Положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном сопровождении;
- выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны педагога-психолога и других специалистов;
- анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
- формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
3. Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью создаются с целью обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение дошкольного образования, оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития, социальной адаптации и консультативно-методической поддержки родителей.
Задачами являются:
- охрана жизни и сохранение психоэмоционального здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) и взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с различными нарушениями.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (согласно Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»).
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основанием для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключения ТПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения о ПМПК); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов.
К специальным условиям обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью, согласно с частью 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ относятся:
- специальные образовательные программы и методы обучения (под специальными образовательными программами понимаются адаптированная образовательная программа дошкольного образования одной категории воспитанников или адаптированная образовательная программа);
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения;
- присутствие ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию).
Наличие оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования детьми с ОВЗ и инвалидностью: в детском саду имеются: комната психологического комфорта, а также кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, спортивный и музыкальный залы.
Мероприятиями по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования являются:
- устройство пандуса;
- установка откидных поручней в санитарно-гигиеническом помещении, установка специального санитарно – гигиенического оборудования.
Обеспечение доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Проект здания детского сада выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование и согласован с КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов изысканий Приморского края».
Входы на территорию детского сада не соответствует требованиям государственной программы «Доступная среда» для воспитанников и посетителей с ограниченными возможностями здоровья.
Пути движения на территории не имеют барьеров и перепадов высоты, вокруг учреждения имеется пожарный проезд с асфальтовым покрытием без ям и канав и выделенными от проезжей части пешеходными дорожками.
На входе № 4 в детский сад имеется наружный пандус, выполненный в соответствии с требованиями, данный вход доступен для всех категорий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении родителей (и/или тьюторов).
В здании детского сада, полностью доступными являются помещения 1 этажа, помещения второго являются частично доступными для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Архитектурные и объемно-планировочные решения, использованные при строительстве детского сада позволяют создать условия частичной доступности образовательного учреждения для воспитанников и посетителей всех категорий инвалидности.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» созданы условия для охраны здоровья обучающихся.
Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
- медико-гигиенические условия (оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период их воспитания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья).
- между МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок»Артемовского городского округа и КГБУЗ «Артемовская детская больница» заключен договор о сотрудничестве. Предметом договора являются взаимные обязательства по совместной организации мероприятий, направленных на обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи, организации и проведению работы по иммунопрофилактике и другие мероприятия.
- обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала навыкам оказания первой помощи.
- в соответствии с программой производственного контроля во всех помещениях детского сада регулярно проводятся санитарно-противоэпидемиологические и профилактические мероприятия, в том числе:
- организация вакцинации воспитанников и сотрудников против гриппа и ОРВИ,
- профилактические и противоэпидемические мероприятия в период распространения гриппа и ОРВИ,
- контроль за работой бракеражной комиссии
- дератизация и акарицидная обработка территории и помещений учреждения.
Инфраструктура: медицинский кабинет.
Медицинский кабинет
В целях оказания медицинской помощи детям в период их воспитания в детском саду имеется медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета и процедурной.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается медицинскими работниками, состоящими в штате КГБУЗ «Артемовская детская больница» на основании лицензии на медицинскую деятельность от «26» мая 2017 г., регистрационный номер ЛО-25-01-004111.
На основании договора о сотрудничестве специалисты КГБУЗ «Артемовская детская больница» участвуют в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, оказывают воспитанникам первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме, организуют и проводят работу по иммунопрофилактике и другие мероприятия.
В соответствии с договором о сотрудничестве и договорами передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества Артемовского городского округа КГБУЗ «Артемовская детская больница» передано помещение (медицинский кабинет и процедурная) площадью 34,4 кв.м и следующее медицинское оборудование:
Содержание здания детского сада осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в редакции от 27.08.2015).Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации
физкультурно-оздоровительные условия (организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой):
- физическое развитие обучающихся на занятиях по образовательной области «Физическое развитие» в рамках основной образовательной программы;
- спортивный зал с оборудованием и инвентарем;
- спортивные площадки;
требования охраны труда:
- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
здоровьесберегающие образовательные условия (пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни):
- включение в образовательную программу знаний по формированию культуры здорового образа жизни;
- организация и участие обучающихся в профилактических спортивных и досуговых мероприятиях;
экологические здоровьесберегающие условия:
- уборка и озеленение территории.
Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
- рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности в организованной и самостоятельной деятельности воспитанников по темам «Безопасность жизнедеятельности» в рамках образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ;
- проведение с воспитанниками инструктажа по пожарной безопасности;
- специальная объектовая тренировка по пожарной безопасности;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность"