Осторожно: Антиигрушка! Родителям об играх и игрушках.

 

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила и, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и Пятилетнего Саши – будущего царя Александра I. Там были такие распоряжения русской царицы для наставников ее внуков. «Веселость нрава их высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда. Дав детям в игре совершенную свободу, скорее можно узнать  нравы и склонности их… Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то печальные воображения (фантазии, картины), уныние наводящие рассказы, также ласкательства…» Мудрые рассуждения императрицы-бабушки не утратили своей актуальности и по сей день.

Понятие, тесно связанное с игровой деятельностью детей – игрушка.

Что такое игрушка?

 Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации для детей.

Игрушка – духовный образ идеальной жизни. Подлинная игрушка предопределяет различие добра и зла, и должна нести в себе добро и символ жизни ( мячик – земля, солнце).

Игрушка несет и психотерапевтическую функцию – помогая ребенку овладеть собственными желаниями и страхами. Страх темноты, например, можно преодолеть с помощью деревянного меча – орудия его преодоления или мягкого пушистого тигренка-защитника. Иногда ребенок сам находит «игрушки» предметы - функционеры. Какую-нибудь корягу, камушек, ракушку, гвоздик, тряпочку ребенок наделяет особыми свойствами и смыслами. Родители часто обнаруживают подобный «мусор» наводя порядок или перед стиркой. И всякий раз сталкиваются с протестами и просьбами не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?

 

Требования к выбору игрушек для детей:

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

От 15 марта 2004 года №03-51-46 ин/1403

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее – игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными учреждениями для организации работы с семьей.

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госэпиднадзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

- сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;

-  санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.

2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).

3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2. Вызывать проявления жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

- полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

- дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

- эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

- соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.) должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.

5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

- сюжетные игры и игрушки;

- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

- игры с правилами;

- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.д. – на физическую компетенцию;

- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию;

- настольные игры типа «гусек» и «лото» - на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:

- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.,

- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезанные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;

- материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов, предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной способности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;

- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. – для развития координации и ловкости;

- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

- эспандеры, гимнастические палки и др. – для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма ребенка.

6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми, например, шнур можно использовать для «заправки» автомобиля, пластиковые бутылочки – для игры в магазин и т.п.)

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.

 Как связана игровая деятельность и игрушка?  Современные девочки и мальчики разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов во всем мире. Изменилась сама суть и качество детской игры: она стала не веселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше становится примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: игра с огнем, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство ( последнее мы часто наблюдаем в д/с).  В чем причина? Оказалась  прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Произошла замена игр и игрушек свойственных нашей культуре на игрушки западные и игрушки, которые нравятся ни детям, а родителям и ими предлагаются детям с рождения, т.е. приучаются. Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо ярком и разнообразном, чем его сверстники хотя бы 30 лет назад. Наши дети живут в мире до отказа заполненном разнообразными и недолговечными предметами. А игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами, и чемоданами через месяц выбрасываются. Меняются краски , формы, картинки, лица и все это вызывающе кричащее. Психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит безопасен. Отсюда страхи, агрессия, недоверие, неуверенность в себе. Поставлена под вопрос  предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для того что бы научиться управлять своим поведением.

 

Серийная игрушка, придуманная взрослым и раскрученная СМИ и рекламой, та игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок. В ней содержится идея обладания, а не развития и творчества. Сегодня детская игрушка, как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки, рассказы, или отсутствие таковых.

Чем должна быть игрушка для ребенка? Источником ежедневной радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовлены на основе готового сюжета мультфильма, компьютерной игры или сюжет уже заранее придуман производителем,  для того, чтобы больше продать игрушек и  аксессуаров к ним. Такие игрушки не оставляют места для домысливания. Ребенок, окруженный с детства Барби, трансформерами, ориентирован на чужую культуру и пропускает  большое количество знаний о своей. Так же Черепашки Ниндзя, трансформеры, человек- паук, покемоны, монстры – способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным и маленьким детям. И не обязательно, что агрессия проявится в малыше сразу. Ведь говорится о накоплении. Еще такая игрушка отрывает ребенка от реальности мира. Ведь какая разница между солдатиком и трансформером, заичиком и покемоном Пикачу. Вот обыкновенный зайчик – лесной житель, серенький и пушистый, а зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат – это покемон  Пикачу. Но как придумано, изначально,  то ведь зайчик. А на самом деле максимальная нелепость, неестественность, агрессивность.

 Почему в этом списке кукла Барби и ей подобные. Министерством образования уже давно осуждена и не рекомендована эта игрушка как развращающая и неэстетичная. Во-первых, кукла Барби не может сформировать «здоровой сексуальности», особенно если она (сексуальность) основана не на любви. И вообще формирование какой либо сексуальность у лиц не достигших 16 лет, называется растлением. Во-вторых ребенок становится заложником стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения (бесконечные наряды, развлечения, бой-френды). 4-5 лет – это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в движении (танцы, подвижные игры, игры с инвентарем), а кукла акцентирует внимание на пропорциях фигуры.(псевдоидеальная женщина, секс-символ) В этом возрасте в девочках силен инстинкт материнства. Он находит воплощение в игре с куклой, но не с Барби.

В самом начале я приводила пример заботы бабушки-императрицы о своих внуках. Если мы даем детям такой материал для игры, то о каких «нравах и склонностях», о которых пишет Екатерина II , мы можем узнать???