Введение 

 При реализации образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения мы проводим работу по экологическому образованию воспитанников. При проведении диагностирования результатов усвоения программного материала по этому направлению  была выявлена проблема низкой осведомленности воспитанников о природе Приморского края. Воспитанники затрудняются назвать виды растений и животных, оперируя только брендовымим видами (амурский тигр, медведь, кедр, женьшень, лотос). Дети знают, что разводить огонь в лесу опасно, мусорить нельзя, но считают возможным посмотреть на гнездо, потрогать его руками, «спасти» одинокого малыша. При анкетировании родителей воспитанников были выявлены те же проблемы. Поэтому мы приняли решение привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблеме охраны природы и обогатить их знания о природе Приморского края.

  Дети  любят и ценят только то, что им знакомо, а неизвестное вызывает у них страх или равнодушие. Накопление знаний о родной природе, формирование навыков экологической безопасности и воспитание любви к природе родного края возможно при условии, что ребенок дошкольного возраста получит личный практический опыт и эмоционально переживет весь объем информации.

  Если мы хотим вырастить экологически грамотного гражданина нашей страны, который будет не только любить и беречь природу родного края, но и активно участвовать в улучшении экологической ситуации, применять в повседневной жизни правила экологической безопасности, мы должны создать ещё в детстве такие условия для маленького человека, чтобы он мог познакомиться с той самой природой, мог наблюдать за жизненным циклом растения круглогодично, ощутить значимость муравья и научиться взаимодействовать с природой. Особенно это актуально в условиях города, где ребенок ограничен в общении с миром природы. Поэтому так важно повысить качество экологического образования именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, формируются сознание.

 В большинстве детских садов Артемовского городского округа, имеющих собственные территории, может быть реализован принцип наглядности подачи материала и погружения в реальную среду посредством создания небольших экологических зон. Но в настоящий момент это направление экологического просвещения не развивается. Мы считаем, имея опыт по организации экологических занятий на открытом воздухе с использованием ресурсов экологической тропы, что такая форма экологического просвещения результативна и находит положительный эмоциональный отклик у воспитанников.

 Экологическая тропа позволяет нам создать условия, близкие к естественным, сделать мир дикой природы доступным и понятным для ребенка, через малое помочь ему познать большое. Подразумевается, что экологическая тропа – это место, где «мы изучаем природу» или где «природа нас учит». Другими словами, основная идея использования экологической тропы заключается, прежде всего, в экологическом просвещении и воспитании в естественных природных условиях. Для нашего города проведение экологических занятий на открытом воздухе по изучению природы Приморского края для детей дошкольного возраста с использованием ресурсов экологической тропы является инновационным мероприятием.

 Реализация проекта «Повышение экологической грамотности детей дошкольного возраста через проведение комплекса экологических занятий на открытом воздухе с использованием ресурсов экологической тропы, расположенной на территории МБДОУ детский сад № 7» позволит нам не только повысить уровень экогологической грамотности воспитанников нашего детского сада, но и создаст условия для распространения накопленного опыта среди дошкольных учреждений города Артема и  приведет к:

- формированию у воспитанников и педагогов устойчивого интереса к экологической деятельности, к исследовательской работе в области экологии;

- созданию условий для реализации различных моделей экологического воспитания,

- широкому использованию инновационных технологий в экологическом образовании;,

- росту экологической культуры участников образовательного процесса в целом.

 

Наименование проекта

  Цикл экологических занятий на открытом воздухе «В гостях у Тигренка» по изучению природы Приморского края для детей дошкольного возраста с использованием ресурсов экологической тропы, расположенной на территории МБДОУ детский сад № 7.

 

Предпосылки реализации проекта

 Отправной точкой в разработке проекта стал 2017 год, объявленный в нашей стране годом экологии.

 Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации определены задачи государственной политики в сфере экологии:

- охрана окружающей среды;

- ответственное природопользование;

- активная вовлеченность граждан, общественных организаций в различные

социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем.

 Также вопросы экологического просвещения освещены в таких нормативных документах,  отмечающие важность непрерывного экологического образования как:

- Экологическая доктрина (2002);

- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);

- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);

- «Государственной политики в области экологического развития»;

- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Правительством Российской Федерации от 31 августа 2002) говорит, что основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

В Законе «Об охране окружающей среды» статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования»  отражены принцип последовательности и непрерывности: «… система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

«Государственная политика в области экологического развития» (документ утвержден Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) ставит пред нами основную задачу – формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» дает нам направления развития воспитания, к которым относится и экологическое воспитание:

- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Вместе с тем, именно нормативных актах, регламентирующих  дошкольное  образование мы встречаемся с проблемой снижения внимания к экологическому воспитанию. 

В Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (САНПИН 2.4.1.3049-13) мы видим, что исчезли понятия «уголки природы», «комната природы»,,«огород», «плодовый сад», «ягодник». 

  В дошкольных образовательных организациях  реализуется экологическое образование — проводятся многочисленные экологические мероприятия (игры, проекты, праздники).В вузах будущие педагоги изучают курс «Экологическое образование детей». Изданы соответствующие учебные пособия. Но в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования — экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». Не используется термин «экология» и в Примерных образовательных программах дошкольного образования.

 Поэтому считаем актуальным и необходимым создание системы экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, позволяющей эффективно формировать экологическую культуру личности.

 

Цель проекта

Повышение экологической грамотности детей дошкольного возраста через проведение комплекса экологических занятий на открытом воздухе с использованием ресурсов экологической тропы, расположенной на территории МБДОУ детский сад № 7.

 

Показатели проекта и их значение

Показателем проекта является уровень экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Определение уровня экологической грамотности детей дошкольного возраста проводится  по следующим критериям:

1. уровень знаний характерных особенностей животных Приморского края;

2. уровень знаний характерных особенностей растений Приморского края;

3. уровень знаний характерных особенностей неживой природы родного края;

4. уровень отношения к миру природы (экологическая безопасность, охрана природы).

Критерий выражается в процентном соотношении количества воспитанников, владеющих знаниями, к общему количеству воспитанников.

Результаты проекта

  1. создание двух образовательных зон на  экологической тропе, расположенной на территории МБДОУ детский сад № 7;
  2. проведение обучения 3 педагогов по программам повышения квалификации по направлению «Организация экологического образования детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность» (72 часа);
  3. разработаны методические рекомендации по организации экологических занятий на открытом воздухе «В гостях у Тигренка» по изучению природы Приморского края для детей дошкольного возраста с использованием ресурсов экологической тропы, расположенной на территории МБДОУ детский сад № ;
  4. проведен цикл экологических занятий на открытом воздухе «В гостях у Тигренка» по изучению природы Приморского края для детей дошкольного возраста с использованием ресурсов экологической тропы, расположенной на территории МБДОУ детский сад № 7 в количестве 26;
  5. трансляция опыта для педагогического сообщества Артемовского городского округа – 1 семинар – практикум;
  6. распространение методических рекомендаций по организации экологических занятий на открытом воздухе «В гостях у Тигренка» по изучению природы Приморского края для детей дошкольного возраста с использованием ресурсов экологической тропы для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Артемовского городского округа.

 

Идея проекта

Привлечение внимания детей к вопросам познания природы родного края и охраны окружающей среды, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды, приобщение к решению экологических проблем, воспитание бережного отношения к объектам живой природы, формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи проводится  не условиях закрытого помещения с использованием иллюстративного материала, а на открытом воздухе, в условиях экологической тропы, приближенных к реальным природным.

Объектами изучения для детей становятся живые организмы, находящиеся в естественных условиях обитания, ребенок может наблюдать за живым объектом в системе, фиксируя для себя изменения и условия, в которых они происходят, осознать хрупкость и беззащитность растений и животных перед человеком, почувствовать свою ответственность за сохранение природы.

Выше сказанное позволит нам повысить качество экологического образования именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности, формируются сознание.

 

Описание модели функционирования результатов проекта

После завершения проекта результаты проекта будут использоваться в дальнейшем. Экологическая тропа будет использоваться при реализации образовательной программы дошкольного образования учреждения, так как проведение экскурсий, занятий на открытом воздухе, наблюдений за погодой, экспериментальной и проектной деятельности включено в рабочие программы педагогов всех возрастных групп в этом учебном году и планируется продолжить работу в этом направлении в следующем. Методические рекомендации будут распространены на безвозмездной основе среди дошкольных учреждений города Артема.

Срок начала и окончания проекта с 20.09.2019 по 31.12.2019