Организация условий для образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
Реализация инклюзивного образования (инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ) в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется через следующие формы работы:
1. Психолого-медико–педагогический консилиум учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и / или состоянии декомпенсации.
ПМПк Учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом Учреждения, договором между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК Артемовского городского округа).
Целью ПМПк является обеспечение психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и / или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и / или состояний декомпенсации, предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном Учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
2. Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью В МБДОУ детский сад № 7 созданы в целях обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение образования, оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития, социальной адаптации и консультативно-методической поддержки родителей.
Работа по созданию специальных условий обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью направлена: на обеспечение охраны жизни и сохранение психоэмоционального здоровья воспитанников; на обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; на осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; на приобщение детей к общечеловеческим ценностям; на оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) и взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с различными нарушениями. Содержание их дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (согласно Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»).
Основанием для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключения ТПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения о ПМПК); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов.
Специальными условиями обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью определяются в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ.
В МБДОУ детский сад № 7 имеются в наличие кабинеты, приспособленных для использования детьми с ОВЗ и инвалидностью: комната психологического комфорта, а также кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, спортивный и музыкальный залы. В МБДОУ детский сад № 7 работают специалисты: педагог - психолог, учитель - логопед. Также с воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью работают музыкальные руководители и инструктор по физической культуре.
Мероприятиями по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования являются:
- устройство пандуса;
- установка откидных поручней в санитарно-гигиеническом помещении, установка специального санитарно – гигиенического оборудования в туалетной комнате для маломобильных групп населения.
Обеспечение доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается проектом здания детского сада, который выполнен в соответствии с техническим заданием и согласован с КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов изысканий Приморского края».
Входы на территорию детского сада не соответствует требованиям государственной программы «Доступная среда» для воспитанников и посетителей с ограниченными возможностями здоровья, так как подъездная дорога относится к категории грунтовая и не имеет тротуаров.
Пути движения на территории не имеют барьеров и перепадов высоты, вокруг учреждения имеется пожарный проезд с асфальтовым покрытием и выделенными от проезжей части пешеходными дорожками.
На входе № 4 в детский сад имеется наружный пандус, выполненный в соответствии с требованиями, данный вход доступен для всех категорий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении взрослого.
В здании детского сада, полностью доступными для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата являются лишь помещения 1 этажа, помещения второго являются частично доступными для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Архитектурные и объемно-планировочные решения, использованные при строительстве детского сада позволяют создать условия частичной доступности образовательного учреждения для воспитанников и посетителей всех категорий инвалидности.
3. Наблюдение за состоянием здоровья воспитанников
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении созданы медико-гигиенические условия (оказание медицинской помощи несовершеннолетним в период их пребывания в МБДОУ детский сад № 7 в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организация вакцинации воспитанников и сотрудников против гриппа и ОРВИ).
В МБДОУ детский сад № 7 в целях оказания медицинской помощи детям в период их пребывания в учреждении имеется медицинский блок, который состоит из медицинского кабинета и процедурной, оборудованные в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с договорами передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества Артемовского городского округа КГБУЗ «Артемовская детская больница» передано помещение (медицинский кабинет и процедурная) площадью 34,4 кв.м и медицинское оборудование.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается медицинскими работниками КГБУЗ «Артемовская детская больница» на основании лицензии на медицинскую деятельность от «26» мая 2017 г., регистрационный номер ЛО-25-01-004111.
На основании договора о сотрудничестве специалисты КГБУЗ «Артемовская детская больница» участвуют в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, оказывают воспитанникам первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме, организуют и проводят работу по иммунопрофилактике и другие мероприятия.
В учреждении регулярно проводится обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала навыкам оказания первой помощи.
В соответствии с программой производственного контроля во всех помещениях детского сада регулярно проводятся санитарно-противоэпидемиологические и профилактические мероприятия, осуществляется контроль за организацией питания воспитанников, регулярно проводятся дератизация и аккарицидная обработка территории и помещений учреждения.
Содержание здания детского сада осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (в редакции от 27.08.2015).
В МБДОУ детский сад № 7 созданы следующие физкультурно-оздоровительные условия, направленные на организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой:
- физическое развитие обучающихся на физкультурных занятиях в рамках образовательной программы дошкольного образования с учетом индивидуальных возможностей воспитанников;
- спортивный зал с оборудованием и инвентарем;
- спортивная площадка для занятий физкультурой на свежем воздухе;
В учреждении соблюдаются требования охраны труда:
- строго соблюдаются требования к оптимальной учебной нагрузке, режиму учебных занятий и продолжительности каникул;
- создаются здоровьесберегающие образовательные условия (с воспитанниками и их родителями (законными представителями) проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, в образовательный процесс внедряются здоровьесберигающие технологии);
- с воспитанниками проводится работа, направленная на обеспечение формирования навыков безопасности в организованной и самостоятельной деятельности воспитанников в рамках образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ;
- с воспитанниками проводятся инструктажи и специальная объектовая тренировка по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность"
4. Консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей, не получающих услуги дошкольного образования в учреждениях.
В МБДОУ детский сад № 7 создан консультационный пункт для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, не являющихся воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, проживающих на территории, закрепленной за МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, в том числе и для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Консультационный пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей и успешной социализации детей, не посещающих дошкольные учреждения Артемовского городского округа.
Основными задачами Консультационного пункта являются:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа;
- повышение социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому;
- обеспечение детей, не посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Тигрёнок» Артемовского городского округа, равным стартовым возможностям при поступлении в школу.